Миграционный учёт — обязательная процедура для всех иностранцев, въезжающих на территорию Российской Федерации.

На данный момент функционирует система миграционного учёта, введённая вместо ранее действовавшей системы регистрации по месту пребывания. Нахождение на территории РФ без оформления места пребывания строго ограничено по времени, после чего необходимо совершить установленную законодательством процедуру.

Определение понятия

понятие

Временная регистрация иностранца по месту пребывания требует тщательного и внимательного подхода из-за большого числа противоречий, возникших из-за непонимания ситуации. Некоторые граждане полагают, что, зарегистрировав лицо на своей территории, он фактически наделяют его широкими правами относительно объекта недвижимости, на котором он проживает. Фактически дело обстоит несколько иначе.

Любой собственник может зарегистрировать на принадлежащей ему жилплощади абсолютно любых граждан. При этом нет никаких ограничений в зависимости от наличия или отсутствия родственных связей между собственником и такими гражданами.

При этом стоит помнить, что такие граждане, в свою очередь, могут зарегистрировать по данному адресу своих детей, которые не достигли возраста совершеннолетия, что может добавить некоторые трудности.

По сути, временная регистрация по месту пребывания — это учёт гражданина по адресу, который в силу некоторых обстоятельств не является основным местом его проживания. Такая временная регистрация возможна и для граждан России в случаях, когда гражданин проживает по одному адресу, но вынужден находиться по другому более девяносто суток.

Законодательство, регулирующее миграционные вопросы

законодательство

В первую очередь стоит обратить внимание на ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», который регулирует основные вопросы учёта иностранных граждан на территории РФ.

Важное значение имеют некоторые подзаконные акты, такие как:

  • Постановление Правительства РФ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
  • Приказ Федеральной миграционной службы №321 «Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации».

Также стоит обратить внимание на материалы судебной практики относительно миграционных вопросов. Да, прецедент не имеет в России силы законодательного акта, но он поможет сформировать свою позицию и необходимую базу доказательств в случае возникновения необходимости обжалования действий сотрудников ФМС в судебном порядке и иных конфликтов, которые могут быть разрешены в порядке судебного процесса.

Особенности процедуры

особенности процедуры

В соответствии с действующим законодательством, процедура регистрации производится стороной, которая принимает иностранного гражданина.

К такой стороне могут быть отнесены следующие субъекты:

  1. Работодатель иностранца.
  2. Руководство учреждения, в котором пребывает иностранец, отбывающий наказание за совершённые преступления.
  3. Любые граждане РФ, пригласившие иностранца для проживания (факт наличия родственных связей не обязателен).
  4. Учебное заведение.
  5. Другой иностранный гражданин, признанный квалифицированным специалистом, пригласивший членов семьи.

Принимающая сторона обязана известить миграционную службу и подать документы, необходимые для учёта.

Принимающая сторона должна предоставить следующие документы в ФМС:

  • заполненный бланк заявления.
  • миграционная карта иностранца.
  • документ о личности иностранца.

На бланке присутствует отрывная часть, на которой ставится соответствующая отметка. Такой бланк хранится у иностранного гражданина и служит подтверждением соблюдения процедуры.

В некоторых случаях принимающая сторона не может самостоятельно заявить о временной регистрации иностранца. Тогда он самостоятельно извещает ФМС. Похожая ситуация возникает, когда иностранец имеет на территории РФ недвижимость в собственности.

Порядок временной регистрации иностранцев по месту пребывания

Для оформления временной регистрации иностранца собственник жилого помещения должен выполнить следующие действия:

  • Заполнение бланка по форме миграционной службы. Можно заполнить его на портале государственных услуг, а также найти бланк на сайте ФМС или непосредственно в отделении.
  • Подать данный бланк, а также копию паспорта иностранца и миграционную карту в соответствующий отдел ФМС (можно направить заявление почтой, желательно направить письмо с описью вложения и уведомлением).

Однако в некоторых случаях временная регистрация по конкретному адресу будет невозможна.

Это может произойти в следующих случаях:

  • Жилое помещение находится под арестом (как правило, арест накладывается по судебному акту или постановлению судебного пристава).
  • Указанное помещение является предметом договора залога.
  • Относительно данного недвижимого объекта на момент подачи заявления ведётся судебный спор.
  • Имеется акт государственного органа об освобождении жилого помещения.
  • В случае если заявитель пользуется объектом недвижимости на незаконных основаниях.
  • Имеется решение суда о лишении собственника прав на данный недвижимый объект.

В данных случаях вселение третьего лица по конкретному адресу не представляется возможным.

Заявление может быть не принято представителем ФМС по следующим основаниям:

  • отсутствует какой-либо документ, необходимый для осуществления процедуры,
  • заявление заполнено неверно (или в нём не указаны какие-либо сведения).

В качестве адреса временного пребывания может быть указан:

  1. Адрес из специализированного жилого фонда для вынужденных переселенцев и беженцев.
  2. Адрес недвижимости, принадлежащей гражданину РФ.
  3. Адрес недвижимости, принадлежащей иностранному гражданину, если она находится на территории России.
  4. Юридический адрес организации, выдавшей приглашение на работу иностранцу.

Для временной регистрации иностранцу потребуются следующие документы:

  • документ о личности (чаще всего используется паспорт иностранного гражданина);
  • бумага, подтверждающая право пребывания в стране или проживания в ней;
  • согласие собственника на проживание (либо договор найма);
  • бумага о собственности на жилое помещение (если иностранец — собственник объекта, расположенного на территории РФ).

Регистрация будет осуществлена ровно в тот день, когда заявление подаётся в органы ФМС. В документах, разрешающих проживание иностранного гражданина, ставится соответствующая отметка.

Цель

зачем

Временная регистрация необходима иностранному гражданину для осуществления следующих действий:

  • Трудоустройство. Официальное трудоустройство невозможно при отсутствии регистрации.
  • Оформление медицинской помощи и социальной поддержки.
  • Получение различной документации.
  • Подача заявок на получение кредитов, а также различных займов.
  • Оформление детей в школы и иные учебные заведения.

Также регистрация по месту пребывания (а также по месту проживания) позволяет определить место для получения официальной корреспонденции.

Ответственность собственника жилого помещения

собственник

Владелец жилого помещения, который предоставляет иностранному гражданину адрес для оформления временной регистрации, несёт за такое действие определённую ответственность.

Ответственность собственника наступает в следующих случаях:

  • иностранный гражданин зарегистрировался по предоставленному ему адресу, но фактически проживает на иной территории;
  • собственник вовремя не предоставил информацию о проживающих гражданах;
  • проживающие иностранцы совершают противоправные действия в отношении имущества соседей или общественного порядка.

Во избежание дополнительных трудностей рекомендуется заключить с проживающими гражданами договор найма, который позволит разграничить ответственность.

Миграционный учёт граждан некоторых стран

миграционный учет

Иностранные граждане, пребывающие на территорию РФ с территории других государств, обязаны стать на миграционный учёт. Порядок такого учёта установлен законодательством России, а также рядом соглашений с конкретными государствами, поэтому может несколько отличаться для граждан тех или иных стран.

С некоторыми государствами были заключены соглашения о безвизовом режиме, однако в отношении других условия ещё более щадящие. Ряд стран (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения) входят в единое экономическое пространство, поэтому для граждан таких стран введены особые льготы: они могут въезжать в РФ по своим паспортам и устраиваться на работу. Для граждан Беларуси введены дополнительные льготы: время пребывания на территории РФ для них не ограничено.

Однако такие граждане всё же обязаны оформить временную регистрацию.

Ответственность иностранного гражданина за нарушение правил

ответственность

Обязанность регистрации возникает у иностранцев, которые находятся на территории России более семи суток. Если данное правило будет нарушено, то иностранец должен будет заплатить штраф в размере от двух до пяти тысяч рублей.

Повторное нарушение может служить поводом выдворения иностранца за пределы РФ и запретом на въезд сроком до пяти лет.

Это исчерпывающий перечень мер ответственности, применяемых к иностранным гражданам за правонарушения в сфере миграционного законодательства.

Пошаговая инструкция по постановке на миграционный учёт

Для того чтобы осуществить постановку на миграционный учёт, требуется выполнить несколько действий:

  • въезд на территорию России;
  • получение миграционной карты;
  • заполнение бланка (осуществляется принимающей стороной);
  • заявление подаётся в ФМС (либо через МФЦ);
  • принимающая сторона должна получить отрывную часть от бланка;
  • отрывная часть передаётся мигранту;
  • иностранный гражданин получает право нахождения на территории РФ до девяноста суток;
  • после окончания срока иностранец обязан продлить временную регистрацию по месту пребывания или покинуть территорию России (даётся срок в 3 месяца);
  • уведомление об отбытии не предоставляется в ФМС.

Временная регистрация необходима для обеспечения учёта иностранных граждан на территории России. В противном случае хаос и отсутствие какого-либо порядка в вопросах миграции были бы обеспечены. Чтобы избежать неразберихи, законодательно закреплён порядок постановки иностранцев на временный учёт, а также ответственность за его нарушение и нарушение установленных сроков.