Проверки работодателей, использующих труд иностранцев

Проверки работодателей, использующих труд иностранцев

Кто только не контролирует работодателя на предмет его соответствия с законодательством РФ. С притоком огромного числа иностранных граждан и ужесточением трудового законодательства по мигрантам, наиболее актуальными стали проверки миграционной службы.

Рассмотрим подробней проверки работодателей, у которых осуществляют трудовую деятельность граждан из иностранных государств.

Полномочия организации

Для возможности оградить себя от противоправных действий контролирующих органов, непосредственный работодатель должен знать полномочия представителей миграционной службы.

Необходимо помнить о том, что основные функции ФС заключаются в следующем:

  • ведение учета иностранных трудовых мигрантов;
  • контроль соблюдения трудового законодательства при работе с иностранными гражданами и лицами без гражданства;
  • контроль трудовой деятельности иностранных граждан.

Одновременно с этим, законодательство РФ предоставило ФМС такие полномочия, как:

  • предоставление лицензии на трудовую деятельность в области миграции;
  • представление виз иностранным гражданам;
  • осуществлять производство по отношению к делам относительно административных правонарушений миграционного законодательства;
  • своевременно рассмотрение жалоб иностранных граждан по вопросам противоправных действий со стороны работодателя.

Необходимо помнить, что представители миграционной службы имеют полное право на проведение экспертизы, а также анализа по вопросу контроля соблюдения миграционного законодательства, в том числе запрашивать и получать всю необходимую информацию, которая позволит принять справедливое решение.

Представителям ФМС категорически запрещается принимать участие в оперативно-розыскных мероприятиях, поскольку силовое ведомство отсутствует.

По этой причине уполномоченный орган не имеет права самостоятельно осуществлять проверку предпринимателей на предмет выявления признаков правонарушений. Этим вопросом занимаются правоохранительные органы совместно с представителями ЖКХ, которые проводят проверку по месту проживания иностранного гражданина (подтверждают факт проживания по прописке).

Что необходимо знать о проверках работодателям, использующим труд иностранцев

В процессе проведения проверок непосредственных работодателей представители миграционной службы в 2020 году, должны руководствоваться исключительно Регламентов осуществления мероприятий по соблюдению Положений миграционного законодательства.

Данный Регламент был утвержден Приказом ФМС РФ № 10 от января 2001 года. В нем четко указано правило осуществления контрольных мероприятий с целью обнаружения и пресечения различных административных правонарушений

Процесс планирования контрольных мероприятий

В большинстве случаев проверки осуществляются по ранее разработанному плану. По сути, это означает, что непосредственное руководство ФМС заранее устанавливает перечень объектов и периоды их проверок.

Одним из ключевых критериев отбора компаний с целью проверки считается выявленный ранее факт нарушения трудового миграционного законодательства.

В разработанном плане обязательно отображаются:

  • не только юридические, но и фактические адреса объектов дальнейших проверок;
  • отведенные сроки для проверки;
  • полные инициалы уполномоченных лиц, которые будут проводить проверку.

В обязательном порядке план должен быть утвержден региональным руководством ФМС.

По мере необходимости допускается возможность привлечения уполномоченных лиц из иных организаций, к примеру:

  • правоохранительных органов;
  • ЖКХ;
  • трудовой инспекции и так далее.

Важно помнить: на основании пункта 7 Регламента представители миграционной службы могут провести внеплановую проверку при выявлении нарушений после утвержденного плана на месяц.

Приказ

Для возможности совершить визит к непосредственному работодателю с целью проведения проверки, в обязательном порядке нужно иметь при себе соответствующий Приказ руководства регионального миграционного подразделения.

В нем обязательно должны содержаться сведения относительно:

  • адреса и основной цели совершения проверки;
  • наименования организации, а также юридический и фактический адрес;
  • полные инициалы лиц, которые будут принимать участие в проверке.

Обратившись к практике, можно говорить о том, что в план проверки в основном попадают строительные и производственные фирмы, поскольку именно в них часто осуществляют трудовую деятельность нелегалы.

Проведение

Совершив визит на фирму, уполномоченные лица, которые несут полную ответственность за осуществление проверки, в обязательном порядке обязаны:

  • представиться работодателю, в том числе и его непосредственному заместителю;
  • предъявить должностное удостоверение;
  • предоставить с целью ознакомления копию Приказа о проведении проверки.

Стоит отметить, что копия Приказа должна быть вручена на безвозмездной основе руководству организации.

Важно помнить: на основании пункта 10 Регламента, если же контролирующий орган не предоставил Приказ для ознакомления либо же отказался предоставлять удостоверение личности, то внутренняя охрана компании имеет право запретить вход на территорию работодателя и, более того, вызвать правоохранительные органы по вопросу противоправных действий.

Уполномоченные лица контролирующего органа имеют право совершить проверку любого иностранного гражданина, который по каким-либо причинам находиться на территории компании.

Одновременно с этим, иностранные граждане обязательно должны иметь при себе:

  • паспорт;
  • миграционную карту;
  • вид на жительство либо же временное нахождение на территории России;
  • документацию, которая подтверждает постановку на миграционный учет.

Помимо этого, в обязательном порядке работодатель должен будет предоставить трудовое соглашение, на основании которого он сотрудничает с лицами из иностранных государств. Можно предоставить разрешение на работы либо иной документ, который подтверждает законность работы.

Оформление полученных результатов по завершению проверки

В том случае, если проверки работодателей, использующих труд иностранцев, выявили нарушение миграционного законодательства, то уполномоченные лица территориального подразделения ФМС обязаны составить Прокол относительно административного правонарушения.

Должные лица, которые обладают право заниматься формированием Протокола, указаны в Приложении 2 к Приказу ФМС РФ от января 2001 года № 244.

На основании указанного законодательного акта к ним принято относить:

  • непосредственно начальник регионального подразделения ФМС, включая его заместителей;
  • начальники местных управлений (городских), отделов, в том числе и постов миграционного контроля, территориальных пунктов, а также их непосредственные заместители;
  • инспекторов, по предварительно составленному особому поручению;
  • старших инспекторов;
  • а также инспекторов.

Важно обращать внимание на тот факт, что если Протокол уже составлен и подписан любым иным уполномоченным лицом, то он может считаться таковым как незаконным. Для его оспаривания необходимо обратиться в судебный орган с исковым заявлением.

Согласно пункту 15 Регламента, при составлении Протокола крайне важно помнить о том, что в нем должны содержаться такие сведения, как:

  • время и место его формирования;
  • полные инициалы должностного лица, которое занимается оформлением Протокола;
  • информация относительно того лица по отношению к которому было возбуждено дело;
  • сведения потерпевшей стороны и непосредственно свидетелей – если они были выявлены в процессе проверки;
  • время совершения противоправных действий;
  • разъяснения сути правонарушения и иных сведений.

В процессе составления соответствующего Протокола всем без исключения присутствующим в обязательном порядке необходимо разъяснить их права и обязанности. Сведения относительно ознакомления должны быть занесены в Протокол, и при этом обязательно заверены подписями присутствующими.

Работодатели, привлекающие иностранных работников, и нарушившие миграционное трудовое законодательство, в обязательном порядке должны быть ознакомлены с Протоколом.

По их желанию, они имеют полное право давать разъяснение о случившемся и высказывать свои замечания к тексту сформированного Протокола.

На основании Регламента, все имеющиеся объяснения и замечания, обязательно должны быть оформлены в форме отдельной документации, которую нужно приложить к составленному Протоколу. После этого работодатель, нарушивший законодательство РФ обязан поставить свою подпись.

Дополнительно необходимо обращать внимание на тот факт, что в луче отказа в проставлении подписей по каким-либо причинам, это не предоставляет пава непосредственному работодателю каких-нибудь преимуществ. Более того, это может иметь серьезные последствия.

В подобной ситуации, уполномоченные лица контролирующего органа вынуждены сделать пометку относительно данного факта отказа работодателя.

Копию соответствующего Протокола должностные лица миграционной службы, обязаны вручить под персональную роспись лицу, по отношению к которому было сформировано Протокол.

Все без исключения Протоколы, которые были составлены в ходе осуществления проверок, должны быть направлены уполномоченному руководству территориального подразделения миграционной службы с целью дальнейшего рассмотрения и принятия соответствующих решений.

Если же представители контролирующего органа уверены в том, что ими было выявлено один из признаков уголовного преступления, то они имеют право составить рапорт на имя своего руководства и передать его в правоохранительные органы. Данное правило действует на основании пункта 16 Регламента.

Завершающий этап

По завершению проверки, уполномоченные лица, которые несут ответственность за результаты ее проведения, в обязательном порядке должны ставит рапорт на имя непосредственного руководства, которое и подписывало изначально Приказ. Правило действует на основании пункта 19 Регламента.

Рапорт и вся без исключения собранная документация в ходе проведения проверки, включая и административный протокол, уполномоченные лица обязаны передать лично непосредственному руководителю либо же его заместителю миграционной службы.

Именно эти уполномоченные лица имеют полное право на рассмотрение выявленных правонарушений и привлечения нарушителей к административной ответственности согласно статье 23.67 действующего КоАП РФ.

В зависимости от результатов проверки нарушители могут быть привлечены к уголовной либо административной ответственности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )